Чудеса техники, позволившие Кэмерону снять самый зрелищный фильм последних лет
«Аватар»
Джеймса Кэмерона стал первым фильмом в истории кино, собравшим в
прокате $2 млрд. 72% сборов приходится на 3D-кинозалы, и можно уже
констатировать, что благодаря этому фильму трехмерное кино превратилось
в отдельный, полноправный жанр. Самый зрелищный фильм последнего
времени не блещет оригинальностью сюжета, не использует дорогих актеров
и натурные съемки (вся природа, которой отведено 60% экранного времени,
нарисована на компьютере). В чем же его секрет? Технические достоинства
«Аватара» сложно описать в традиционных понятиях. Forbes выделил среди
них пять самых главных.
Трехмерная камера Fusion 3D
Прежде
чем приступить к съемкам «Аватара», режисеру Джеймсу Кэмерону и
главному оператору Винсу Пейсу пришлось соорудить новую трехмерную
камеру — Fusion 3D. На ее создание ушло почти 7 лет. Камера весит всего
20 кг (ее может поднять на плечо один оператор), а расстояние между
двумя объективами (необходимыми для трехмерной съемки) — всего 5 см,
меньше, чем между зрачками взрослого человека. Объективы камеры умеют
синхронно фокусироваться на близких и далеких объектах, совсем как
глаза. Fusion 3D была опробована в документальных съемках и при записи
концертов, но «Аватар» стал ее первой большой кинопремьерой.
Пять суперкомпьютеров
Созданием
планеты Пандора и ее рисованных обитателей занималась компания Weta
Digital, основанная режиссером Питером Джексоном. Компания сделала себе
имя (и четыре «Оскара») на отрисовке джексоновских «Властелина Колец» и
«Кинг-Конга», но последние три года занималась почти исключительно
«Аватаром». В распоряжении Weta было пять суперкомпьютеров, входящих во
вторую сотню мирового рейтинга. Общий объем цифровой информации,
обработанной при создании фильма, превысил 1 Пб (1 млн Гб) — и это
прорыв. После Кэмерона сложно отрицать, что количество переходит в
качество. Скоро, вероятно, фильмы будут характеризоваться не величиной
бюджета, а объемом цифровой информации.
Передовая система захвата движений
Технологии
захвата движений применяются уже давно, благодаря им нарисованные
персонажи мультфильмов и видеоигр двигаются как живые актеры. Но
создатели «Аватара» вывели технологию на новый уровень. Специально к
съемкам была построена самая большая в мире сцена для захвата движений.
На ней актеров, одетых в костюмы со светоотражающими маркерами, снимали
с точностью до миллиметра 120 камер. Мимику каждого актера снимала
отдельная камера. Главное новшество состояло в том, что компьютер в
реальном времени рисовал инопланетян и показывал результат режиссеру,
который мог корректировать игру актеров. Кэмерон уверяет, что
технология способна на 100% передать игру живых актеров.
«Виртуальная камера»
Еще
одна новация Кэмерона и компании — виртуальная камера, позволявшая
режиссеру искать удачный план в несуществующем ландшафте Пандоры. Она
представляла собой что-то вроде игровой приставки. Сидя за пультом,
Кэмерон мог повернуть камеру вправо или влево, и компьютер дорисовывал
несуществующую картинку — так же, как это происходит в компьютерных
играх. Можно было выбирать самый удачный план и снимать любые ракурсы
(например, вид парящей горы с вертолета) без помощи настоящей техники.
Тем более что настоящих планов в распоряжении съемочной группы просто
не было — вся «натура» в фильме нарисована.
Язык на'ви, придуманный лингвистом
Создателям
фильмов уже приходилось придумывать собственные языки (например, язык
клингонов из «Звездного пути») — но недостаточно часто, чтобы это
перестало удивлять. Язык жителей Пандоры на'ви придумал лингвист Пол
Фроммер. Насколько реалистичным получился язык, судить трудно, но он
обладает собственной фонетикой, лексиконом в тысячу слов и грамматикой,
включающей три падежа, нетривиальное образование времен и, среди
прочего, тройственное число. Если судить по нынешней популярности
фильма, лет через двадцать-тридцать могут появиться первые люди,
считающие этот язык родным.