Индия населена миллионами людей. Каждый
из них не похож ни на одного другого – у каждого своя судьба, свои
обязанности и свой долг, в совокупи называемые дхармой, термином, суть
которого так трудно понять европейцу.
От Кашмира до
Тамилнаду, от Бенгалии до Раджастхана, живут люди, совершенно не похожи
друг на друга ни в вопросе этноса, ни в вероисповедании, ни укладом
жизни, ни даже манерой одеваться.
В Раджастхане, например, женщины и мужчины очень храбры и воинственны. Здесь главным божеством является Шива, хотя поклоняются и Кришне.
В Бенгали,
считающийся культурным центром страны, люди очень элегантны и мягки.
Здесь в большей степени распространен культ Кришны, чем где бы то ни
было.
В Кашмире живут в основном мусульмане, а в Пенджабе – сикхи.
Гоа – вообще европеизированный штат, и здесь большинство – католики.
Есть
и джайны, и парсы, и буддисты и множество последователей различных
движений и сект, наполняющие всю Индию. Но есть что-то в этих людях,
без чего никто из них не смог бы назвать Индию – свой родиной. Что-то,
стоящее над личностным, то, что способно объединить миллионы и миллионы
совершенно разных людей. Этим фактором, несомненно, является
способность самосознания людей как нечто целое, как народность, имеющую
свою древнюю и богатую культуру. Осознание того, что только в совокупи
бенгальцы и раджпуты, кашмирцы, маратхи и малаялам, и все остальные –
только объединяя свои культуры в культуру индийскую – смогут
действительно быть великим народом и великой страной.
Одной из форм связующего элемента является народный праздник.
Народный праздник – очень важный социальный фактор в Индии. Он
позволяет не только почувствовать себя в непринужденной, все
дозволенной, в отличие от будничных дней, атмосфере, когда человек
может выплеснуть все накопившиеся эмоции, но и является мощным
инструментом объединения каст, народов и верующих. Проходя на улицах
городов и захватывая все слои населения, праздник стирает границы
межкастового, межконфессионального и межнационального различия, что
делает его одним из важных социальных явлений.
Праздник
– очень важен и для этнологов. Сохраняя в себе древние ритуалы,
народные танцы, игры и песни, он является важным пунктом в познании
индийской культуры.
Мы с вами окунемся в
этот мир лишь частично, теоретически, затронув лишь основные праздники
Индии и их наиболее распространенные формы проведения. Однако одно это
может дать глубокое понимание многогранной сущности Индии и ее народа.
1 января Найя сал (Новый год) |
В
настоящее время Новый год по григорианскому календарю, т.е. 1 января,
отмечают в Индии главным образом христиане. В этот день в церквах
звонят колокола, а в крупных портовых городах в полночь пароходные
гудки возвещают наступление Нового года. Родственникам и друзьям
направляют новогодние открытки, люди при встрече обмениваются
поздравлениями. |
5 января День рождения Гуру Говинда Сингха |
День
рождения десятого и последнего Гуру празднуется сикхами. В этот день
устраиваются большие процессии и особенные молитвы произносятся во всех
гурудварах (сикхских храмах). Гуру Говинд Сингх (1675 – 1708 гг. н.э.)
создал милитаризированную сикхскую общину «хальса», вступление в
которую требовало принятия определенных жестких обязательств, ввел
особые правила одежды и поведения. Обобщил все труды сикхов в главную
книгу Гуру Грантх Сахиб. Согласно Говинду, ортодоксальный сикх должен
иметь следующие пять отличий: «кеш» (нестриженные волосы), «каччх»
(специальные плавки), «кара» (стальной браслет на запястье), «кирпан»
(кинжал) и «кангха» (гребень), а также носить тюрбан. |
13 января Лори |
Празднуется
в Северной Индии. Этот праздник зажигаются костры как символ окончания
тяжелой зимы. Костер ассоциируется с господом Агни (огонь). Вокруг него
совершается парикрама – обход по часовой стрелке, и повторяют «придет
благополучие и нужда будет изгнана». После парикрамы раздается прасад –
пища, предложенная богу и подарки. Приход Лори отмечается членами семьи
постом и подношением друг другу подарков. Вечером устраивается
праздничный пир, как правило, не вегетарианский. Всю ночь вокруг костра
продолжаются танцы и песни. В праздничное утро дети ходят от двери к
двери и поют песни, требуя «выкуп»- деньги или сладости, что очень
напоминает славянскую традицию колядования. Этот «выкуп» называется
Дулха Бхатти и песня – это плата за него. День, следующий за Лори,
называется «Магхи», что знаменует собой приход месяца Магх, т.е. марта.
В этот день считается благоприятным совершить омовение в Ганге. В этот
день так же готовят сладости, как правило, сладкий рис. В этот праздник
можно увидеть традиционный пенджабский танец Бхангра. В танце принимают
участие только мужчины. |
26 января День Республики Индии |
Праздник
введен в 1950 г. и отмечается ежегодно 26 января. День Республики
празднуется самыми широкими слоями населения страны. Характерной чертой
этого праздника является организация праздничных процессий в Дели, а
также в столицах всех штатов. В Дели она проходит по центральному
проспекту Радж Патх от Президентского дворца к Воротам Индии. Процессию
образуют красочно оформленные платформы, представляющие многотысячным
зрителям, собирающимся по обеим сторонам проспекта, различные штаты
страны. В ней также участвуют колонны школьников, бой- и герлскаутов,
народные танцоры, оркестры. Этой процессии предшествует торжественный
церемониал прибытия на Радж Патх президента и премьер-министра страны,
а также военный парад войск столичного гарнизона, в ходе которого
демонстрируется современное вооружение, а над Площадью Победы -
Виджай-Чоук проносятся эскадрильи самолетов индийских ВВС. День
Республики - праздник, к которому приурочиваются различного рода
фестивали народных танцев и музыки, театральные представления. В Дели в
дни, непосредственно следующие за 26 января, на Национальном стадионе
устраивается двухдневный фестиваль народных танцев, в котором участвуют
представители практически всех штатов Индии. Любопытным послесловием к
празднованию Дня Республики в Дели является церемония «Сигнал отбоя», в
которой участвуют гвардейцы президентской охраны в живописных мундирах
чуть ли не времен наполеоновских войн. Она происходит на второй день
после праздника на площади Виджай-Чоук в присутствии руководителей
правительства и членов дипломатического корпуса. На закате сводные
армейские духовые оркестры исполняют и бравурные марши, и лирические
произведения. Церемония своими корнями уходит в средневековье, когда на
склоне дня войска прекращали боевые операции и трубили отбой. С
последними лучами солнца затихает музыка, и темнеющее небо озаряется
фейерверком. |
19 марта Милад-ан-Наби |
День рождения Пророка Мухаммеда отмечается по всей Индии традиционным празднованием и религиозным пылом.
Мухаммед родился в 570 г. н.э. и его почитают как последнего Пророка
ислама. Мусульманская эра началась с его иммиграции из Мекки в Медину в
622 г. н.э., где он провозгласил себя вестником Бога и получил Коран,
святой текст исламской веры, от Всевышнего в сорокалетнем возрасте.
Несколько лет спустя, он вернулся в Мекку, где была установлена «Кааба»
как цель для паломничества приверженцев ислама. Пророк умер в 632 г.
н.э. В день рождения Пророка верующие посещают мечети, где религиозные
лидеры и ученые повествуют о различных сторонах жизни святого Пророка.
Это истории об его рождении, детстве, юности и взрослой жизни; его
характере, учении, страданиях и прощении каждого из его самых жестоких
врагов, его стойкости перед лицом общей оппозиции, о руководстве в
сражениях, его храбрости, мудрости, проповедях и окончательной победе,
благодаря Аллаху, над сердцами людей. Декламируются также приветствия и
хвалебные песни в честь Пророка. Мусульмане также жертвуют на
благотворительность. Устраиваются пиршества, и еда предлагается гостям
и беднякам. |
21 марта Страстная пятница |
Христианский
праздник, отмечается в пятницу Страстной недели – последней недели
Великого поста. Посвящается воспоминаниям о страданиях Спасителя.
Христиане отмечают праздник по всей стране, но особенно в Мумбае, Гоа и
Северо-Восточных штатах Индии. Согласно преданию, Иисус Христос был
родом из Назарета. Любимый и уважаемый горожанами, он почитался многими
как Сын Божий. Но некоторые власть имущие и духовенство были уверены,
что он пытается поколебать их власть и ввести народ в заблуждение.
Тогда они замыслили заговор против Христа при помощи одного из 12
апостолов, которого звали Иуда. Обвинив Иисуса в подстрекательстве
народа не платить налоги императору и в утверждении того, что он
посланник Божий, арестовали его. На следующий день он предстал перед
судом Совета, который состоял из влиятельных горожан и представителей
духовенства. Признав его виновным, Совет отправил Иисуса на суд
Римского правителя, который признал его невиновным. Но поддавшись
давлению со стороны духовенства, правитель предоставил решить его
судьбу толпе народа. Толпа приняла решение о распятии. Христос был взят
под стражу солдатами, на голову ему надели терновый венок, а огромный
деревянный крест заставили нести на своих плечах к месту казни. Туда же
отправили и двух преступников. В назначенном месте три человека были
прибиты гвоздями к крестам и оставлены умирать. Перед последним
вздохом, Иисус просил Бога, своего отца, простить всех виновных в его
смерти, так как они не ведали, что творили. В Страстную пятницу крест,
символ того креста, на котором был распят Иисус, выносится на показ во
многих церквях. В Панджиме, столице штата Гоа, сотни истинных верующих
приходят к церкви Непорочного зачатия Марии, чтобы прослушать мессу и
принять участие в «Крестовом пути». В течение послеполуденной проповеди
священники вспоминают земные страдания Христа. Месса совершается на
конкани, языке штата Гоа, что привлекает много людей. После завершения
мессы распятие, которое до этого момента было скрыто, выносится для
почитания. Огромный деревянный крест несут, изображая страдания Иисуса.
Из церкви процессия движется дальше, проходя по улицам города. Те, кто
не участвуют в процессии, являются просто зрителями. Шествие процессии
сопровождается печальной музыкой, которую исполняет оркестр. Месса и
процессия проходят в каждой церкви штата Гоа, но только в Панджиме в
них принимает участие очень много людей. |
23 марта Истар |
Хотя
численность христиан в Индии составляет примерно 2,5 % от общего
населения страны, праздник Пасхи отмечается с пышностью и религиозной
одержимостью. Христиане по всей стране, особенно в Мумбае, Гоа и
Северо-Восточных штатах, тщательно готовятся к празднованию Пасхи.
Верующие посещают церкви, где возносят особенные молитвы и совершают
определенные ритуалы. Празднование Пасхи в Индии началось со времени
колониального порабощения ее Британией. Также оказали влияние
португальское и французское правление в некоторых частях страны. Во
время Пасхи крашенные яйца и специальные булочки продаются в магазинах
и верующие обмениваются ими друг с другом, а также и поздравлениями по
случаю праздника. |
15 августа День независимости Индии
|
15
августа - День независимости, годовщина провозглашения независимости
Индии от Великобритании. День независимости отмечается с 1947 года. Это
крупнейший национальный праздник Индии, отмечаемый ежегодно 15 августа.
В этот день в 1947 году над стенами Красного форта в Дели первым
премьер-министром страны Джавахарлалом Неру при огромном стечении
народа был поднят трехцветный флаг независимой Индии. Тем самым
ознаменовался новый этап в истории древней страны. Церемония поднятия
флага проводится в этот день во многих городах и даже деревнях страны.
Традиционным является и ритуал произнесения речей местными
политическими деятелями. Все эти речи, как правило, объединяет наличие
исторических экскурсов, напоминающих аудитории о нелегком пути Индии к
достижению независимости, о славных традициях
национально-освободительной борьбы. По случаю Дня независимости
губернаторами штатов устраиваются праздничные приемы. Торжественные
собрания организует также ряд полуправительственных и общественных
организаций. Вплоть до провозглашения Индии республикой в 1950 г. День
независимости был единственным национальным праздником, официальным
выходным днем всех правительственных учреждений, частных промышленных и
торговых предприятий и т.д. В те годы (1947-1949 гг.) по случаю этого
праздника в столице проводился военный парад. В наши дни, уступив место
основному празднику, Дню Республики, День независимости отмечается, тем
не менее, массовыми торжествами. Праздник празднуют все граждане Индии
- вне зависимости от национальности или религии. В каком-то смысле этот
праздник символизирует собой стремление демократической Индии к
укреплению единства страны, межобщинной разобщенности, преодолению
остающихся феодальных пережитков. |
2 октября Гандхи Джаянти |
День
рождения выдающегося руководителя национально-освободительного движения
индийского народа Мохандаса Карамчанда Ганди. Он родился 2 октября 1869
года в городе Порбандар (штат Гуджарат). С 1893 по 1914 год жил в Южной
Африке, где руководил движением против расовой дискриминации.
Переписывался с Л.Н. Толстым. В 1915 году вернулся в Индию и стал во
главе освободительной борьбы. Являлся идейным руководителем партии
Индийский национальный конгресс (ИНК). Неоднократно избирался его
президентом. Проповедовал ненасилие, выступал за единство индусов и
мусульман, за ликвидацию кастового и социального неравенства, за отмену
неприкасаемости. Возглавил антианглийское движение в 1942 году.
Несколько раз арестовывался английскими властями. Написал
автобиографическую книгу «Моя жизнь». При жизни назван Махатмой, что
означает «великая душа». В 1948 году был убит индусским фанатиком во
время молитвы. Гандхи Джаянти всенародно отмечается по всей стране. В
Дели основным местом, связанным с памятью Ганди, является его могила
Гандхи Самадхи в Раджгхате (на берегу Джамны, в районе Красного форта),
где захоронена часть его праха. В этот день здесь собираются
руководители Индийской Республики, религиозные лидеры различного толка,
а также жители Дели. Присутствующие возлагают гирлянды цветов,
специальные хоры поют религиозные гимны, священнослужители читают
отрывки из «Бхагавадгиты», Корана, Нового завета. |
14 ноября Бал дивас (День защиты детей) |
День
рождения выдающегося государственного деятеля, первого премьер-министра
независимой Индии Джавахарлала Неру (родился в городе Аллахабад 14
ноября 1889 года) отмечается всей страной как День защиты детей. В этот
день проводятся различные детские мероприятия, собираются
пожертвования, объявляются результаты национальных и международных
детских конкурсов. |
19 ноября День рождения Индиры Ганди и Дев Дивали |
День
рождения Индиры Ганди и Дев Дивали (Трипурари Пурнима) праздник в честь
Шивы, день внутреннего очищения. Дивали - самый счастливый фестиваль
индусского календаря и празднуется более пяти дней в ноябре. Конфетти,
красочные фонарики и фейерверки - главные украшения праздника,
проходящего в честь множества богов. |
25 декабря Бара дин (Рождество) |
Рождество
– христианский праздник, который отмечается 25 декабря. Является одним
из самых праздников индийских христиан. Украшаются банановые и манговые
деревья вместо традиционной сосны, на них также развешиваются маленькие
масляные лампочки. Церкви украшают красными цветами и свечами. В этот
день люди обмениваются поздравлениями и добрыми пожеланиями, наносят
визиты родным и близким, преподносят подарки, раздают деньги нищим. В
соборах проводятся полуночные мессы, в церквах идут рождественские
службы. На улицах и в домах раздаются рождественские песнопения. |
Источник статьи: www.calend.ru
|